Позади первое сентября, торжественная линейка, огромные белые банты и море букетов… Начинаются обычные школьные будни. Ребенок, который очень хотел стать большим, стать, наконец, школьником и бежал в школу вприпрыжку, уже встает утром без особого энтузиазма, хотя учится всего пару недель. Что происходит с ребенком? Ребенок адаптируется к школе.
Этот процесс может занимать от одного до трех месяцев, а в редких случаях до полугода. Весь жизненный уклад меняется радикально. Вот основные проблемы, с которыми ребенку предстоит встретиться в связи с поступлением в школу:
1. Смена режима сна и питания.
2. Увеличение времени, проводимого без активного движения, сидя за столом. Ребенок также больше времени вынужден проводить в помещении.
3. Смена стиля общения со взрослыми. Учитель зачастую не ориентирован на опеку и заботу, на установление индивидуальных контактов, поэтому в первое время ребенок может чувствовать себя одиноким и беспомощным.
4. Необходимость полного самообслуживания в столовой, в гардеробе, в туалете.
5. Необходимость самостоятельно организовать свое рабочее место, достать учебники из портфеля и аккуратно и быстро сложить их обратно, ничего не потерять и не забыть.
6. Необходимость правильно и своевременно реагировать на новые условные сигналы: звонок на урок и перемену. Подчиняться правилам поведения на уроке.
7. Увеличение объема интеллектуальной нагрузки.
В этом сложном для ребенка процессе родители могут стать помощниками, а могут, наоборот, мешать его успешному течению. Рассмотрим наиболее типичные ошибки, которые тормозят процесс адаптации к школе.
Довольно распространенной ошибкой взрослых является значительная смена требований, предъявляемых к ребенку с началом школьного обучения: «Ты теперь взрослый – теперь у тебя будут домашние обязанности!», «Ты уже большой – теперь будешь оставаться один дома»… Ребенок находится в эпицентре социальных изменений – все, к чему он привык, теперь иное. Это вовсе не означает, что у школьника не должно быть никаких обязанностей. Важно, чтобы начало школьного обучения и появление домашних обязанностей, а также любые серьезные изменения жизненного уклада семьи, по возможности, оказались разнесены во времени.
Еще одним заблуждением является то, что ребенок с началом школьного обучения обретает и алгоритм того, как ему учиться. В частности, это относится к домашним заданиям. Так, мама, бросив взгляд на распорядок дня, сообщает: «А теперь время учить уроки!». Ребенок, понурив голову, отправляется в свою комнату. Через полчаса мама заглядывает туда, полагая, что он уже заканчивает задание, и видит, что портфель еще не открыт. Вместо этого малыш увлеченно мастерит гараж для новой машинки.
Для ребенка, который еще вчера был дошкольником, это совершенно нормальная ситуация. Он еще не умеет себя настроить и организовать. Ему сложно побудить себя сделать первый шаг. Уроки – это нечто значительно менее интересное и привлекательное, чем строительство гаража. Ребенок предполагает минутку построить гараж, а уж потом… Но минутка растягивается, поглощая все отведенное на уроки время.
Наказание здесь не поможет, оно не научит ребенка структурировать свое время и силы. Взрослому необходимо несколько раз сделать домашнюю работу с ребенком, чтобы стали понятны этапы и порядок выполнения.
Ребенок должен чувствовать, что ему интересно и радостно среди одноклассников, ведь ему необходимы и их оценка, их отношение, каждому малышу очень хочется завоевать авторитет и доверие ребят. Важно поддерживать ребенка в его общении со сверстниками: отпускать в гости, позволять самому приглашать гостей, участвовать в семейных школьных мероприятиях. Воздерживаться от категоричных оценок действий одноклассников: «Да, твой Петя тот еще оболтус!», «Дурак твой Дима!».
Во время обучения в начальной школе статус учителя в глазах ребенка необыкновенно высок – это необходимое условие для формирования желания учиться, доверия педагогу. Поэтому вдвойне недопустимы пренебрежительные высказывания в адрес педагога ребенка. Разрушение авторитета учителя может привести к утрате интереса к обучению, пренебрежению занятиями, дисциплинарным проблемам.
Необходимо также учитывать, что в период адаптации к школе некоторая возбудимость, повышенное двигательное беспокойство и другие проявления эмоциональной неустойчивости – явления вполне допустимые и простительные.
От терпения, такта, сдержанности, внимательного отношения родителей во многом зависит успешность адаптации ребенка к школе.
Анна Бердникова,
интернет-журнал «ШколаЖизни.ру»